Реформа биржевой торговли, введенная в Украине с 1 июля 2021 г., вызвала существенное сопротивление со стороны лиц, заинтересованных в сохранении непрозрачных механизмов работы рынков. В частности, это касается функционирования рынка необработанной древесины, неотъемлемой частью которого были коррупционные схемы и преобладание частных интересов над интересами государства.
Теневой рынок древесины составлял от 40 до 50%, что приводило к недополучению государственным бюджетом миллиардов гривен. Оценить масштаб утрат можно сравнив доходы государственных лесных хозяйств до внедрения устройств прозрачной биржевой торговли и после запуска реформы.
Так, по данным Гослесагентства, в период июля-ноября 2021 года (после введения реформы) доходы государственных производителей необработанной древесины выросли на 3,6 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до введения реформы) и составляют 8,3 млрд. грн.
Внедрение равных условий для всех участников рынка позволило открыть доступ к ресурсу новым компаниям, обеспечило рост конкуренции и как следствие оздоровление и развитие рынка, что положительно отражается как на результатах работы государственных лесных хозяйств, так и открывает новые перспективы развития деревообрабатывающей промышленности и смежных отраслей.
В то же время любая реформа, которая ликвидирует возможности для развития коррупционных схем и обогащения третьих лиц за счет государства, встречает существенное сопротивление со стороны бывших выгодоприобретателей непрозрачной работы рынка.
Учитывая, что в последнее время в СМИ появляется значительное количество публикаций по новой модели реализации необработанной древесины через биржевые торги, ООО «Украинская энергетическая биржа» (далее – УЭБ) публикует официальное заявление, которое заключается в следующем.
- Статьи, которые распространяются в СМИ и называют новую прозрачную модель реализации необработанной древесины попыткой монополизации рынка, УЭБ расценивает как заказные и распространяемые с целью дискредитации биржевой торговли. Конечная цель таких действий - возврат возможностей реализации древесины непрозрачными коррупционными методами в интересах отдельных преступных групп и против экономических и экологических интересов государства.
- Реализованная в июле этого года реформа организованного товарного рынка среди прочего была нацелена на сокращение количества бирж, превышающее 600 организаций. Подавляющая часть из них создавалась под отдельные коррупционные соглашения и в интересах отдельных участников рынка, и не имела ничего общего с деятельностью организованной биржевой торговли в понимании европейского регулирования. Соответственно, результатом реформирования биржевого рынка Украины должна стать деятельность только тех субъектов, которые отвечают стандартам регулирования на уровне, которые применяются к деятельности фондового рынка и отвечают европейским стандартам работы рынков капиталов и организованных товарных рынков.
Деятельность лицензируемого организованного товарного рынка осуществляется под надзором и регулированием НКЦБФР с соответствующей отчетностью лицензиатов. Конечная цель реформы – обеспечение централизованного клиринга и выполнение стандартизированных биржевых соглашений лицензированными биржами, что будет достигнуто в рамках начатых НКЦБФР проектов. - Реформа рынка необработанной древесины нацелена на централизацию товарооборота на организаторах торговли, перечень которых известен, а порядок работы – контролируемым государством. Именно биржи обеспечивают продажу древесины по рыночным ценам, не разрешая продажу государственного ресурса по заниженным ценам в пользу отдельных частных структур и с ограничением доступа для других покупателей, что имело место по предыдущей модели.
Очевидно, компании и организаторы торгов, потерявшие «отработанные схемы» заработка коррупционным путем и хищение национального стратегического ресурса, сопротивляются реформе, которая идет вразрез с их интересами. В частности, это проявляется в распространении дезинформации о деятельности УЭБ и биржевых площадках в целом. Подобные заявления мы расцениваем как клевету, что может влечь за собой имиджевые потери компании. Соответственно мы оставляем за собой право применения правовых мер по защите репутации, предусмотренных действующим законодательством Украины. - Относительно упреков в использовании УЭБ программного обеспечения государственного предприятия «ЛИАЦ» и привлечении к работе агентов, сообщаем, что УЭБ располагает техническими, организационными и технологическими средствами для самостоятельной организации торговли.
Партнерский механизм сознательно был избран УЭБ, поскольку УЭБ стала первой лицензированной биржей после запуска реформы биржевого рынка. Вместе с тем, существовал ряд добросовестных организаторов торгов необработанной древесиной, готовых выполнять новые правила реализации древесины. И именно в целях недопущения монополизации рынка, УЭБ было предложено партнерское взаимодействие для других организаторов торгов.Эта система аналогична модели сотрудничества Прозоро с аккредитованными площадками.
В то же время мы постоянно следим за соблюдением самых высоких стандартов работы агентами и прекращаем сотрудничество с компаниями, не отвечающими требованиям. Так, от партнерской программы УЭБ уже были отключены две недобросовестные компании. - УЕБ в очередной раз отмечает, что лицензию на проведение профессиональной деятельности на организованных товарных рынках имеет возможность получить любое заинтересованное предприятие, что соглашается работать в соответствии с требованиями действующего законодательства и под государственным надзором. НКЦБФР официально лицензировано 3 биржи, которые отвечают техническим и правовым требованиям по организации биржевой торговли.
Отметим, что Украинская энергетическая биржа работает усердно и добросовестно, в полном соответствии с законодательством Украины. Наша работа призвана обеспечить пользу и качественный сервис для участников рынка и развитие государства. Только в 3 кв. в 2021 году УЭБ было уплачено 29 млн. грн налогов в государственный бюджет, а вся финансовая отчетность компании проверена международной аудиторской компанией.